”La Punct”. Неформальная экономика. Сокращение масштабов коррупции за счет развития безналичных расчетов
Рост объема безналичных расчетов
Наличность – инструмент, за счет которого коррупция может существовать. Анонимность наличности, невозможность выявить ее источник и отсутствие следов в случае сделок наличными – вот критерии, в силу которых бенефициары коррупции самым прямым образом зависят от наличия и оборота наличности. В случае отсутствия наличности участие в коррупционных сделках может сильно усложниться. Таким образом, станет возможным восстановить каждую сделку, определить ее бенефициаров и, таким образом, выявить их интересы. Сокращение высоких объемов наличности в финансовых потоках может способствовать, по меньшей мере, частичному искоренению коррупционного явления.
В последние годы произошел своего рода взрыв безналичных расчетов, что способствовало росту глобальной экономики, снижению уровня теневой экономики и борьбе с коррупцией. Как показывает отчет Европейского центрального банка, в 2016 году число безналичных расчетов в Европейском союзе увеличилось на 8,5% по отношению к предыдущему году, а число выданных карточек достигло уровня 1,6 на душу населения. Для сравнения, в 2017 году в Республике Молдова насчитывалось около 1,7 млн. банковских карточек, то есть примерно 0,5 карточки на душу населения, что в три раза меньше, чем в среднем в странах ЕС. В течение 2017 года граждане-обладатели карточек осуществили на территории Молдовы 40 млн. операций – на 25% больше, чем в 2016 году. Стоит отметить, что большинство операций это снятие наличности из банкоматов. Хотя соотношение между снятием наличности и безналичными расчетами равно 60:40, сумма операций по снятию наличности значительно превышает сумму безналичных расчетов. В данном случае соотношение составляет 90:10 (Фигура 1). В среднем сумма операции по снятию наличности из банкомата равна около 1 650 MDL, тогда как при безналичном расчете тратятся всего 300 MDL. Вместе с тем, число безналичных расчетов увеличилось с 1,45 на одну карточку в 2010 году до 9,3 операции на одну карточку в 2017 году, когда число операций по снятию наличности снизилось с 18,8 до 14 операций на карточку. Такие тенденции указывают на то, что люди все чаще используют банковские карточки в повседневных операциях, пусть и в незначительных.
Как следует из фигуры 1, если тенденция последнего десятилетия продолжится, тогда объем безналичных расчетов превысит объем операций по снятию наличности только к 2028 году. Данный аспект не учитывает полностью безналичные операции, которые не относятся к банковскому обороту; в случае учета таких данных удельный вес безналичных расчетов будет значительно ниже 10%.
Важность безналичных расчетов
Укрепление системы безналичных расчетов в значительной степени способствует достижению нескольких важных целей. Во-первых, более широкое распространение расчетов с помощью банковских карточек означает преимущества для экономического развития. Как показало недавнее исследование Аналитического центра «Moody’s», проведенное в 70-ти странах, рост использования банковских карточек на 1% положительно воздействует на экономику государства и приводит к росту ВВП примерно на 0,04%. Хотя вклад кажется несущественным, он может обрести бoльшoй размах, принимая во внимание стремительное распространение цифровых платежей в развивающихся странах. К примеру, в Молдове за последние 8 лет число банковских карточек, находящихся в обороте, увеличивалось, в среднем, на 10% в год, а сумма безналичных расчетов – на 43% в год (Фигура 2). Рост числа банковских карточек, находящихся в обороте, был отрицательным только в 2015 году, когда были ликвидированы банки «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank».
По своей природе безналичные расчеты содержат элемент повышенной прозрачности, что способствует сокращению масштабов теневой экономики. Поскольку каждая электронная операция оставляет след, то сложнее не декларировать доходы и, соответственно, уклоняться от уплаты налогов. Анонимность наличности и невозможность определить ее источник – элементы, благодаря которым преступники и правонарушители отдают предпочтению ее использованию. Как показало недавнее исследование PwC, проведенное при содействии Фонда за эффективное госуправление, масштабы теневой экономики составляют эквивалент около 43,4% ВВП Молдовы, что значительно больше, чем, к примеру, в Румынии, где данный уровень оценили в 30,1% ВВП. В Молдове эту проблему усугубляет высокий удельный вес денежных переводов гастарбайтеров, которые трудятся за рубежом. Полученные из-за границы деньги редко попадают в банковский оборот – скорее всего эти средства используются в рамках операций наличными. Данный фактор усугубляется из-за высокого удельного веса розничной торговли и субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью на основе патента. Теневая экономика – сложное явление, требующее многостороннего подхода, в том числе путем уменьшения налогового бремени на хозяйствующие субъекты, упрощения законодательства в трудовой сфере, ужесточения санкций и проверок органов власти и, не в последнюю очередь, оно требует также стратегического видения для возвращения экономики в правовое поле. Безналичные расчеты не следует рассматривать как существенный инструмент в борьбе с теневой экономикой, вместе с тем, их популяризация способна поддержать усилия, направленные на борьбу с этим явлением.
Использование безналичных расчетов и ограничение контакта с человеческим фактором могут сократить уровень и риски коррупции. Каждое лишнее взаимодействие между хозяйствующим субъектом и представителями государства для оплаты таможенных пошлин или других правительственных услуг, которое заканчивается обменом наличности, увеличивает риск эксплуатации соответствующей ситуации для вымогания взятки. Инициатива, которую стоит упомянуть в этом смысле, это правительственная услуга электронных платежей MPay – информационный инструмент, с помощью которого можно оплачивать различные публичные услуги, такие как штрафы дорожной полиции, налог на недвижимость или подоходный налог, услуги, оказываемые Службой гражданского состояния, и т. д. К целям названной платформы относится предоставление в дальнейшем возможности оплачивать все публичные услуги с ее помощью. Хотя инициатива достойна похвалы, она, по всей видимости, не относится к четко продуманному видению властей насчет оцифровки экономики. Во-первых, по-прежнему еще существуют публичные услуги, которые невозможно оплатить с помощью данной платформы, а в некоторых случаях даже ограничено число банков, через которые можно осуществить сделки, за которые, кстати говоря, еще и взимается определенная комиссия. Во-вторых, можно напомнить и тот факт, что вновь продлили срок деятельности на основе предпринимательского патента. Если говорить о теме настоящего комментария, то самая большая проблема не состоит в собственно форме организации предпринимательской деятельности именно на основе патента, а, скорее, в отсутствии учета доходов, получаемых патентообладателями, что ограничивает возможности государства оценивать оптимальность налогов или выплат, которые они осуществляют.
Рекомендации
В настоящее время общество не осознает в полной мере важность и преимущества безналичных расчетов. По этой причине граждане не обращаются к альтернативным способам расчета, а поставщики платежных услуг не спешат вкладывать время и средства в развитие необходимой инфраструктуры. Чтобы увеличить удельный вес безналичных расчетов, необходим холистический подход, охватывающий политику, нацеленную на обеспечение хозяйствующим субъектам и потребителям стимулов пользоваться безналичными расчетами, создание правовых рамок для поддержки развития инфраструктуры безналичных расчетов и информирование граждан о преимуществах и выгоде ее использования. Особенно можно выделить несколько стратегических рекомендаций, а именно:
- Активизация работы Национального платежного совета. Продвижение безналичных расчетов и сокращение объемов наличности в обороте стало одной из стратегических целей, включенных НБМ в стратегический план на 2013-2017 годы. Достичь ее предполагалось, в том числе, в результате учреждения Национального платежного совета, который создали 16 сентября 2013 года. Увы, к сожалению, его работа оказалась недостаточно заметной в период претворения стратегического плана в жизнь. К функциям совета относится определение существующих в нормативных актах препятствий для деятельности и повседневных операций участников рынка платежных услуг и интересов конечных потребителей. Роль этого профессионального форума имеет решающее значение для достижения цели, состоящей в продвижении безналичных расчетов, следовательно, его заметность следует значительно увеличить.
- Расширение возможности оплачивать все публичные услуги с помощью безналичных расчетов (через электронные платформы или же в филиалах банков) без сборов и комиссий. Развитие системы M-pay доказывает потенциал внедрения благоприятных рамок для продвижения безналичных расчетов, следовательно, крайне важно расширять возможности оплачивать любую публичную услугу с помощью электронных средств. К тому же до настоящего времени в случае оплаты определенных публичных услуг через банки взималась комиссия. Такая комиссия взимается для того, чтобы покрыть операционные расходы банков и компаний, связанных с обработкой платежей. В случае оплаты частных операций с помощью банковских карточек издержки, связанные с операцией, покрывают хозяйствующие субъекты, тогда как в случае публичных услуг государство переносит соответствующие издержки на плечи граждан. Кроме того, в некоторых случаях возможности оплаты услуг ограничиваются определенным банком или же низким числом платежных средств. Принимая во внимание, что банки являются главными бенефициарами безналичных расчетов, то бремя, связанное с комиссиями, можно переложить на плечи банков и обязать все банки принимать платежи за публичные услуги.
- Продвижение видения и инфраструктуры безналичных расчетов на уровне услуг, предоставляемых местными публичными органами. Для значительного воздействия видение насчет продвижения безналичных расчетов следует распространить и на услуги, которые относятся к ведению местных публичных органов и которыми граждане пользуются в повседневной жизни. Красноречивым примером может стать оцифровка расчетов за транспортные услуги. В некоторых государствах оцифровка расчетов за транспортные услуги привела к росту поступлений примерно на 140%, что произошло в результате исключения человеческого фактора из приема платежей.
- Изучение возможности предоставлять налоговые скидки потребителям, прибегающим к электронным платежам. Аналогичная инициатива обернулась огромным успехом в Южной Корее. Там в конце 90-х ввели возможность ходатайствовать об освобождении от подоходного налога за осуществленные безналичные расчеты. Таким образом, Южная Корея вошла в число стран, в которых лишь очень небольшое число операций осуществляется с помощью наличности. Другие страны прибегли к предоставлению скидки на НДС в размере 1-2 процентных пункта за каждую оплату с помощью банковской карточки. Хотя в краткосрочной перспективе такие меры могут привести к сокращению поступлений в бюджет, подобные инициативы все же не должны внедряться на постоянной основе. Когда поведение граждан изменится, отмена налогового освобождения не будет означать в обязательном порядке возвращение людей к расчетам наличностью. Дополнительно, принимая во внимание сокращение масштабов коррупции и теневой экономики, возможен и рост налогооблагаемой базы, что способно полностью покрыть бюджетные потери вследствие предоставления указанного освобождения.
- Расширение сети платежных терминалов (POS-терминалов), а также сокращение числа видов предпринимательских деятельности, которыми можно заниматься на основе патента. Крайний срок для осуществления деятельности на основании патента вновь продлили, а это доказывает сложность данной проблемы, а также необходимость найти более продвинутые решения. Повсеместность платежных терминалов и исключение возможности осуществлять торговую деятельность на основе патента может стать важной отправной точкой. В настоящее время законодательство о предпринимательстве и предприятиях предусматривает установку POS-терминалов в случае хозяйствующих субъектов, оборот которых превышает 2 млн. MDL в год, за небольшими исключениями. Анализ платежной системы в странах Центральной и Восточной Европы, проведенный аудиторско-консалтинговой компанией «Ernst and Young», показал, что даже если власти будут на все 100% финансировать расширение сети POS-терминалов, в долгосрочной перспективе воздействие этой меры в любом случае окажется положительным: в результате расширения налогооблагаемой базы доходы увеличатся, а это будет компенсировать инвестиции в расширение сети терминалов.
- Создание тестовых пространств в области регулирования финансово-технологических решений (FinTech). 8 марта 2018 года Европейская комиссия постановила разработать план действий, охватывающий лучшие наработки в области тестовых пространств для регулирования (sandbox). «Подобное пространство представляет собой рамки, которые созданы регулирующими органами и которые позволяют новым предприятиям в области FinTech и другим разработчикам осуществлять эксперименты в реальных условиях в контролируемой среде и под надзором регулирующего органа». Великобритания стала первым государством, которое пилотировало такой концепт для поощрения инноваций в области платежей и других финансовых услуг. Такая идея обрела все бóльшую популярность во многих странах мира. Под надзором органов (центробанков либо комиссий по надзору за финансовыми рынками) участники могут тестировать продукты, получив для этого временное разрешение; при этом им не нужно соответствовать всем условиям, установленным законодательством насчет лицензирования. Кроме того, если участники выполняют обязательства, взятые, когда они озвучили свое намерение принять участие в тестовой среде, власти могут пойти на отступления от режима применения санкций, который предусмотрен законодательством. Не в последнюю очередь надзорные органы оставляют за собой право на индивидуальный подход к каждой отдельно взятой инициативе, чтобы тем самым, убедиться, что интерес конечного потребителя все-таки соблюдается. Затем после периода тестирования, если выяснилось, что продукт целесообразный для рынка, участники подают документы, чтобы получить все разрешения в соответствии с действующим законодательством. Как показал пример таких государств как Великобритания, подобный благоприятный подход властей может способствовать появлению инновационных идей в области оцифровки финансовых услуг, в том числе электронных платежей. В случае Молдовы много услуг можно развивать в сфере денежных переводов гастарбайтеров либо экосистемы платежей, включающей предпринимателей, которые в настоящее время осуществляют деятельность без применения кассовых аппаратов. Кстати говоря, такую работу можно проводить, в том числе, во взаимодействии с налоговыми органами.
- Проведение кампаний для информирования населения о простоте и эффективности использования электронных платежей. Зачастую общество не осознает преимущества перехода к информационным технологиям, вот почему на государство возлагается ответственность за воспитание граждан в этом отношении. К примеру, в настоящее время счета за коммунальные услуги можно оплачивать в банках только в определенные часы, при этом еще и взимается определенная комиссия. Вместе с тем, электронные платежные приложения банков дают возможность оплачивать коммунальные услуги дистанционно и без комиссий. Осознание преимуществ использования безналичных расчетов может оказать воздействие на общее поведения населения. Таким образом, граждане в меньшей степени будут стремиться снимать наличность через банкоматы, а в итоге сократится удельный вес наличности в экономике.
Безналичные расчеты могут поддержать и усилия по борьбе с коррупцией. Полное исключение наличности не должно стать целью властей, ведь наличность очень важна для лиц, не включенных в финансовый оборот, для осуществления несущественных по своей величине операций, для деятельности мелких предприятий и торговцев. Вместе с тем, принимая во внимание скорость развития технологий и роль, которая отводится наличности в содержании коррупции, популяризацию безналичных расчетов следует иметь в виду в качестве серьезной меры, способствующей поддержке и «обелению» экономики.